Главная / Профориентация / Профессии / Вы сейчас просматриваете:

Профессия официант

Официант – это работник в сфере общественного питания. Обязанности официанта — обслуживать посетителей ресторана, кафе, паба.

Основная цель работы любого официанта – это качественное обслуживание и обеспечение комфортного времяпровождения всех гостей заведения.

Разновидности

Профессия официант также имеет свои разновидности:

  • официант-бармен – официант, который выполняет также функции бармена, а это сложное многогранное искусство;
  • раннер – это помощник официанта, он не принимает заказы, а только убирает приборы и посуду со столов;
  • фрилансер – это работник, который не состоит в штате заведения, его вызывают для дополнительной помощи на большие банкеты или на различные мероприятия;
  • официант-кассир – это специалист, который кроме обслуживания в зале посетителей, работает также и кассой и осуществляет расчёт гостей;
  • старший официант – это главный среди официантов, он осуществляет контроль работы смены, подготавливает новых сотрудников и грамотно обслуживает гостей.

Все профессии важны, все профессии нужны!

История профессии официант

Это трудно поддаётся пониманию, но профессия официант считается почти самой древней. Есть факты, подтверждающие, что данный вид профессии существует более 6 тысячи лет. Истоки профессии исходят из Древнего Египта. Учёные, которые занимались изучением пирамид, отыскали фрески. На них были отчётливо видны люди, которые в специальной одежде подавали к столам разнообразные угощения, они и считаются первыми официантами.

А в России данная профессия появилась наряду с рестораном европейского типа. В середине XIX века, одно лишь московское заведение «Славянский базар», имело название ресторана. Официанты обязаны были носить специальную форму – белоснежный жилет, чёрный фрак, бабочку и перчатки, быть коротко стриженным и идеально выбритым.

Чтобы стать официантом требовалось пройти сложный путь. Сначала парней брали в подручные, на протяжении четырёх лет они осваивали основы профессии, работая мойщиками посуды и уборщиками. Позже молодые люди учились овладевать науками: подачи блюд, общения с клиентами и расчётами.

И только постигнув все эти науки, ребята могли надеть белоснежные блузы и шёлковые пояса, и гордо называть себя официантами.

Профессиональный праздник

Международный день бармена празднуется 6 февраля в День Святого Аманда. Почти во всех странах он стал профессиональным праздником для барменов и официантов.

Именно этот святой считается покровителем всех, кто занимается ресторанным бизнесом и работает в сфере общественного питания.

А во Львове 21 мая решили отмечать День официанта. С каждым годом праздник становиться популярнее.

Владельцы ресторанов придумали очень интересный метод празднования. С 16 часов дня и до 7 вечера они становятся официантами и на пару со своими подчинёнными обслуживают посетителей.

Цель праздника – это повысить престиж профессии и качество обслуживание в заведениях.

Плюсы и минусы

Как и каждая профессия, как и работа официанта, имеет свои достоинства и недостатки.

Плюсы:

  • множество вакансий и разнообразных предложений;
  • приём на работу возможен, даже без диплома о высшем образовании;
  • удобный график, поддающийся корректировке;
  • служебное питание;
  • и, пожалуй, самый огромный плюс – это чаевые.

 Минусы работы:

  • официант несёт материальную ответственность за имущество заведения;
  • возможны штрафные санкции;
  • большое количество стрессовых ситуаций, связанных с не очень трезвыми гостями заведения;
  • прямая зависимость качества работы от шеф – повара, коллег либо работников кухни;
  • часто работать приходиться в ночные смены, выходные и праздники.

Но на каждый минус, найдётся и свой плюс!

Требования к профессии

К соискателям предъявляются следующие требования:

  • знать правила сервировок;
  • особенности подачи блюд;
  • тонкости этикета;
  • правильно сочетать продукты и напитки;
  • знать английский язык.

Работник в сфере общественного питания обязательно должен пройти медицинскую комиссию.

Должностные обязанности

Основные обязанности официанта:

  • принять заказ от гостей заведения;
  • сервировать стол;
  • досконально знать меню;
  • передать заказ на кухню или на бар;
  • ответить на все вопросы клиента;
  • выполнять просьбы гостей;
  • сформировать окончательную сумму заказов;
  • произвести расчёт клиенту.

Главная задача любого официанта — это довольный и сытый клиент.

Ответственность

Ответственность официанта довольно велика и требует внимательности и осторожности. Официант отвечает за:

  • правильность исполнения своих должностных обязанностей;
  • материальное имущество заведения;
  • своевременное прохождение медицинского осмотра;
  • нахождение на рабочем месте в специальной форме и в надлежащем состоянии;
  • нарушение трудовой дисциплины;
  • некорректное обращение к клиентам;
  • недостоверный расчёт с гостями;
  • принятие мер по техники безопасности;
  • невыполнение требований администрации.

На официанта возложена ответственность за сохранность материальных ценностей.

Полномочия официанта

Официант имеет право потребовать обеспечить ему нормальные условия труда.

Имеет право требовать, чтобы руководство обеспечило ему организационно-технические условия и своевременно оформило необходимую для работы документацию.

Может осведомлять своих руководителей о выявленных недостатках и предлагать методы их устранения либо корректирования.

Особенности профессии

Кто такой официант? Это связующее звено между заведением и посетителем. Это как бы визитная карточка заведения. Именно поэтому на официанта возлагаются большие надежды. Он должен всегда быть в приподнятом настроении, уметь сглаживать конфликтные ситуации и при этом делать всё возможное, чтобы клиент остался доволен, ведь в этом и заключаются основные обязанности официанта.

Работа официанта считается довольно напряжённой. Ведь работник почти всегда находиться на ногах и в движении. График работы может резко меняться. Рабочая смена обычно начинается с самого раннего утра, а закончиться может поздно ночью. Конфликтные ситуации также могут случиться. Да и клиенты могут быть не самыми доброжелательными.

Именно поэтому официант должен быть стрессоустойчив и отзывчив!

Профессиональные навыки и умения

Официант должен научиться:

  • подготавливать зал к приходу гостей;
  • принимать заказы;
  • выносить в правильной последовательности напитки и закуски;
  • вежливо общаться с посетителями, выполняя их просьбы;
  • правильно выписывать счёт;
  • убирать столы и сервировать их к приходу новых клиентов.

Поддерживать чистоту и порядок в зале на протяжении всего дня.

Личные качества официанта

Коммуникабельность, пунктуальность и дисциплинированность – вот основные личные качества профессионального официанта.

Также у официантов должна быть отлично развита память, остроумие и хорошее чувство юмора.

Работник должен быть вынослив, стрессоустойчив, опрятен и аккуратен.

Ну и, конечно же, хороший официант должен обладать вежливостью, приветливостью и тактичностью – ведь он лицо заведения.

Карьера официанта

Карьера официанта может развиваться достаточно успешно, если он проявит себя с лучшей стороны. И тогда от простого официанта он может дорасти как до администратора, так и до управляющего заведением.

Упорство и труд, всё перетрут!

Места работы

В вакансиях официанта на сегодняшний день дефицита вовсе нет. С каждой минутой на рынке труда появляются новые вакансии, ведь увеличивается количество заведений.

Официант без труда сможет найти подходящее место работы: кафе, ресторан, бар, пиццерия, паб, кофейня, детское кафе.

Заработок

Доход продавца складывается из двух составляющих: фиксированной части и личных чаевых.

Средняя заработная плата официанта:

  • в России  83 – 300 долларов;
  • в Москве 167– 754 доллара;
  • в Украине 115 – 265 долларов.

А иногда чаевые, значительно превышают фиксированную часть заработка.

Образование

Как стать официантом? Чтобы стать официантом высшего образования не требуется. Можно пройти обучение на специализированных курсах.

Но как показывает практика, профессиональное обучение официанты обычно получают, уже непосредственно при устройстве на работу или, же посредством прохождения испытательного срока.

Если же, работник хочет быстрее покорить карьерную лестницу, то ему можно пойти обучаться по специальности «Гостинично – ресторанный бизнес». И таким образом, значительно повысить шансы на успех!

 

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Загрузка...
Николай Бороздин
Николай Бороздин

Работаю в сфере HR с 2003 года. Главные достижения на позиции HR:
— 10 летний опыт работы в сфере HR (гос. служба, производство, IT) в компаниях с численностью от 20 до 4 000 человек персонала.
— Опыт создания HR подразделения с «нуля», формирования системы и подбора команды
Управленческий опыт — 4 года.

Читайте также:

Профессия врач

Содержание:РазновидностиИстория профессии врачПрофессиональный праздникПлюсы и минусыПротивопоказанияТребования к профессииДолжностные обязанностиОтветственность врачаПолномочия врачаОсобенности профессииЭтикет практикующего врачаНеобходимые профессиональные ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *