Главная / Профориентация / Статьи / Вы сейчас просматриваете:

Профориентация в школе

Актуальность вопроса профориентации в школе объясняется тем, что данный момент почти каждый выпускник 9-х и 11-х классов школы испытывает затруднение с выбором своего дальнейшего пути в почти взрослой жизни. Правильность этого выбора может полностью решить судьбу выпускника, поэтому работа по донесению фактов и информационный инструктаж должен проводиться как с учениками, так и с родителями, ведь грамотный выбор дальнейшего направления обучения определит будущее место работы юного специалиста. Сейчас можно нередко можно столкнуться с тем, что выпускники ССУЗов и ВУЗов работают не по специальности. Это связано с тем, что в наше время очень сильно меняется характер и цели труда в целом. Поэтому в школах необходимо уделить должное внимание по проведению мероприятий профориентационной работы.

Честно говоря школа – это экономическое будущее нашей страны, ведь от правильной профессиональной подготовки в школе будет зависеть правильность выбора у ученика своей будущей профессии, а следовательно и квалифицированность его как специалиста в будущем, ведь много зависит не только от качества подготовки, но и от желания самого учащегося.

Составляющие профориентации в школе

  1. Профессиональное просвещение — формирует у молодежи определенные профессиональные намерения, в основе которых лежит их знание и понимание потребностей рынка и их возможностей;
  2. Профессиональное консультирование — помогает выпускникам определиться, основываясь на их физических и моральных способностях, зачастую используя различные тесты;
  3. Психологическая поддержка — помогает снять психологическую напряжённость и дать уверенность в будущем для ребенка.

Профессиональная ориентация должна помочь ученикам выбрать направление подготовки и сферу, в которой они будут работать. Дать им правильно понятие от том, что такое труд и как надо к нему относиться, помочь им выработать навык самоопределения в абсолютно свободных условиях современного рынка труда, используя для этого понимание своих способностей и требований рынка труда.

Программа профессиональной ориентации ставит перед собой такие задачи как: получение точной информации о желаниях, интересах и возможностях каждого учащегося, для того, чтобы в будущем разделить их на профили подготовки, проведение дополнительных курсов внеклассной работы для выработки универсальных качеств, помочь ученикам у которых прогнозируется сложность будущего трудоустройства и конечно же тесная кооперация между школой, ВУЗами, ССУЗами и предприятиями города или региона.

Нужно заметить, что мероприятия по профориентации в школе должны проводиться систематично и проводиться не только с выпускниками, но и даже с учениками в начальной школе, должна иметь индивидуальный подход абсолютно к каждому ученику, учитывая их желания и способности, в ней должен принимать участие как учащийся, так и родитель, а также иметь тесный контакт со службой занятости.

Направления профессиональной ориентации

  • социальное, где уделяется особое внимание на требования по квалификации в той или иной области;
  • психологическое, которое помогает школьнику сделать самостоятельный выбор;
  • педагогическое, которое формирует причины и интересы для будущего выбора.

При проведении программы профессиональной подготовки нужно понимать, что школьники очень сильно отличаются в зависимости от их возраста, поэтому следует выделить несколько основных этапов профессиональной подготовки в школе:

  • Самый первый этап — это начальная школа, с первого по четвёртый класс. Юные ученики только начала познавать все аспекты обучения и в первую очередь им нужно помочь выработать сознательное отношение к труду, сделать его чем-то позитивным, а не тягостным, дать им понять, что учебный процесс — это очень интересно, ведь даёт много полезных знаний.
  • Второй этап — это ученики с пятого по восьмой класс включительно. Нужно помочь ученикам сделать интересным и осмысленным приобретение опыта для их будущей профессиональной деятельности. Дать и попробовать на практике этот опыт
  • Третий этап – старшеклассники. Они уже имеют первый опыт, осмысленность и может быть даже определенную цель. Им нужно помочь сделать эту цель более твёрдой и дать уверенность в том, что это — правильный выбор. А тем, кто ещё не смог определиться – помочь это сделать.

Образование не стоит на месте, ученики каждый день получают что-то новое из школы, поэтому проводить программу профессиональной ориентации нужно постоянно. В школах за это отвечают ответственные по профессиональной подготовке, психологи и классные руководители. Они должны оказывать ученикам поддержку в выборе направления подготовки, планировать работу по проведению профессиональной ориентации, организовывать и поддерживать связь с местными предприятиями, ВУЗами и ССУЗами, отправлять одаренных детей на олимпиады, организация практики в летнее время, анализ и тестирование каждого из учеников, ознакомление родителей школьников с информацией, касающейся профессиональной подготовки их детей.

Для более качественной профессиональной подготовки в каждой школе должно быть профильное обучение. В идеале нужно начать разделять детей основываясь на их способностях и желаниях уже после окончания начальной школы, при этом давая им возможность сменить один профиль подготовки на другой. Второе разделение по профилям подготовки нужно провести уже после 9-ого класса, так как ученики 10-х и 11-х классов вполне могут определиться уже сейчас со своим будущем направлением обучения в ВУЗе. Данная система нередко применяется в современных школах и является довольно эффективным решением.

Теперь нужно поговорить о том, как нужно работать с родителями. В первую очередь нужно доносить информацию до них, но при этом решающую роль в выборе должен играть сам учащийся, он не должен идти по тому направлению подготовки, на котором настаивают его родители. Естественно школьник должен прислушиваться к советам родителей, однако окончательный выбор он должен сделать сам, основываясь на своих предпочтениях, способностях и информации полученной во время прохождения профессиональной ориентации в школе.

Заключение

Подытожив становится вполне понятно, что роль профессиональной ориентации в школе заключается для ученика в определении своего будущего пути, направления подготовки, а для общества заключается в создании благоприятной экономической ситуации в стране, ведь без квалифицированных специалистов её не достичь.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
Николай Бороздин
Николай Бороздин

Работаю в сфере HR с 2003 года. Главные достижения на позиции HR:
— 10 летний опыт работы в сфере HR (гос. служба, производство, IT) в компаниях с численностью от 20 до 4 000 человек персонала.
— Опыт создания HR подразделения с «нуля», формирования системы и подбора команды
Управленческий опыт — 4 года.

Читайте также:

Сопроводительное письмо менеджера по продажам

Содержание:Примерная структура написания сопроводительного письма к резюмеПримеры сопроводительных писем к резюме менеджера по продажам Сопроводительное ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *