Главная / Профориентация / Статьи / Вы сейчас просматриваете:

Профессиональная ориентация старшеклассников

Выбирая себе специальность, многие подростки ориентируются только на личные интересы и склонности. Но при этом некоторая часть подростков не принимают во внимание тот факт, что набор их личных качеств может не соответствовать требованиям выбранной профессии. И это только один из примеров, в котором правильная профориентация старшеклассников не дала бы ребенку совершить ошибку в выборе своей будущей профессии. Профориентационные мероприятия, которые касаются подростков, должны помочь им выбрать профессию, как в соответствии с личностными особенностями, так и с ситуацией на рынке труда, чтобы выбранное направление могло принести как моральную, так и материальную пользу в будущем.

Классификация профессий

Для того чтобы любое мероприятие по профориентации действовало на детей должным образом, необходимо учитывать классификацию профессий в сочетании с типом личности, с которой проводятся работы по профессиональному самоопределению. Классифицируют профессии по психологическим требованиям, по отрасли, уровню квалификации и т.д. Однако наиболее распространенным является классификация по типам взаимодействия человека с разными направлениями сфер жизни:

  1. С природой.
  2. С художественными образами.
  3. Со знаковыми системами.
  4. С техникой.
  5. С людьми.

Определить отношение к какой-либо категории можно с помощью проведения специального анкетирования среди подростков.

http://psycabi.net/testy/372-anketa-orientatsiya-i-l-solomin-oprosnik-proforientatsii-metodika-professionalnykh-interesov-i-sposobnostej-test-solomina-i-l

Человек и природа

Если анкетирование показывает, что подросток относится к категории «человек и природа», значит, у него определенно должны быть склонности и успехи  в таких предметах как биология, ботаника, зоология, анатомия. Специальности, которые соотносятся с группой «человек-природа», считаются изменчивыми и представляют некую сложность. Тренинг по профориентации в этом случае должен быть направлен на выявление и развитие таких качеств, как инициативность, самостоятельность, умение решать конкретные поставленные задачи. Специалист этой сферы должен не только обладать высоким уровнем знаний, но также должен уметь предвидеть различные изменения.

Особенностью профориентации является тот факт, что подросток должен знать сколько же о положительных сторонах профессиональной сферы, так и об отрицательной или о возможных трудностях. Также важно сказать, большинство специальностей из разряда «человек-природа» тесно связаны с техникой. Сложное техническое оборудование, например, присутствует в работе микробиологов.  Также во время профориентационных занятий важно отграничить обычную любовь к природе и окружающей среде у ребенка от стремления что-то в неё снести, улучшить её состояние. Подросток должен понять, что профессия – это как мастерская, где он будет тратить свое время и силы, поэтому он должен быть готов именно к этому.

Человек и техника

Данное направление характеризуется связью с машинами, механизмами и собственно различной техникой. Оно подходит для детей, у которых наблюдаются успехи в таких предметах, как математика, физика, черчение, химия. Однако техническое направление требует широкого рассмотрения, а не сведения в одно узкое русло.

Важно и хорошо то, что технические специальности – это широкое поле для различных новшеств. Поэтому ключом к успеху является тяга к изобретательству.

Человек-человек

Это сфера подразумевает под собой тягу человека к воспитанию, обучению, руководству и к любой сфере, где необходимо взаимодействовать и воздействовать на людей. Такие сферы подходят ученикам с успехами в литературе, обществознании, истории. Для специалиста этой сферы важна подготовка на двух уровнях:

  1. Взаимодействие с людьми с пониманием их психологии, формирование и поддержание взаимоотношений с ними.
  2. Подготовка в областях искусства, науки, производства, которые будут лежать в основе профессии.

Человек и знаковая система

Это сложная сфера, которая в современном мире имеет очень большой вес. Так как сегодня мы используем самые различные знаковые системы, от специалистов этой области требуют выполнить учет, контроль, обработку информации и даже разработку новых знаковых систем. Для того чтобы быть успешным в такой сфере ребенок должен легко работать с формулами, цифрами, текстами.

Человек и художественный образ

В этой сфере выделяют несколько категорий, которые напрямую связаны с видами художественного изображения:

  1. Литература.
  2. Музыка.
  3. Изобразительное искусство.
  4. Актерско-сценическая деятельность.

Между этими категориями нельзя провести четких границ, так как они всегда взаимодействуют между собой и пересекаются. Одной из особенностей профессий этой сферы является то, что большая часть трудозатрат полностью скрыта от посторонних. Например, репетиции перед выступлением артиста на сцене могут длиться месяцами, однако само действие, которое доступно зрителю, может длиться всего лишь несколько минут. Для профессий этой сферы однозначно подходят дети с хорошими творческими способностями.

Что такое программа по профориентации старшеклассников

Сегодня можно найти множественные программы, методические материалы, тренинги и руководства по поводу профессиональной ориентации подростков, как для самих детей, так и для их родителей. Однако даже использование действительно грамотных материалов не всегда дает должный результат.  При этом дети могут не только не получать толчок в необходимом направлении, но и наоборот, проблема выбора профессии со временем может только усугубляться. Именно поэтому в школе, начиная с первых классов и заканчивая выпускными, проводятся занятия, различные мероприятия и тренинги по профориентации. Внеклассная деятельность среди старшеклассников, которая связана с ознакомлением специфики той или иной профессии, сегодня очень распространена и широко используется учебными школьными заведениями. Целью профориентации школьников является развитие потребности к саморазвитию и реализации своих способностей, навыков и талантов в той или иной профессиональной деятельности. И именно школа должна создать соответствующие условия для этого. Поэтому профориентация для школьников помогает подросткам выявить свои склонности, особенности и применить их будущем в правильно выбранной профессии.

Основные элементы профориентации

Профориентация в 9 классе представляет собой поэтапное знакомство с различными областями трудовой деятельности, соответствующие занятия и тренинги. И так как самосознание детей начинает с самого раннего возраста формироваться с помощью игр, творческих задач и упражнений, в старшей школе у них уже формируется устойчивая система ценностей. С помощью профориентационной работы, помощи педагогов дети должны начать моделировать свое будущее. В  11 классе подростки уже вплотную подходят к выбору будущей профессии, поэтому задача школы – сделать все, чтобы к этому моменту они уже четко представляли свое будущее и составили для себя идеальный образ специалиста.

Введение

Вводная часть программы по профориентации для старшеклассников состоит из подготовки и ознакомления с материалом, который касается трудовой сферы. Также подготовка включает в себя знакомство со способами выбора профессии, с основными понятиями, источниками и определениями, которые касаются будущей трудовой сферы.

Стадии

Сама о себе профориентация далеко не заканчивается только на информировании учеников относительно той или иной профессии. Она имеет несколько очень важных этапов, основные среди которых такие:

  1. Развитие понятий и представлений, которые напрямую связаны с миром профессий.
  2. Активизация желания самосовершенствоваться и развиваться с целью получения желаемой профессии.
  3. Формирование умений учеников находить ключевые качества профессий.
  4. Развитие более глубоких представлений о специальности, а также подготовка к ней.

Программа профориентации старшеклассников

Программа профориентации для старшеклассников, реализация которой берет свое начало в 9 классе, предполагает, что к концу учебного года детьми будут освоены ключевые навыки. К ним относят умение познавать самого себя, свой характер, темперамент, различать особенности эмоционально-волевой сферы. Для этого учащимся предлагают составить план по развитию воли и самоконтролю. Такой метод позволяет научить старшеклассников строить свою жизнь по собственному усмотрению. Следующий этап профессионального самоопределения заключается в знакомстве с основными требованиями тех или иных профессий. Для этого можно использовать квалификационные характеристики. На последнем этапе ученики уже должны принять конкретные решения относительно своего будущего и начать подготовку к поступлению в высшее учебное заведение с целью получения специального образования.

Внеклассная профориентационная деятельность

Профессиональное самоопределение в старших классах подразумевает знакомство учеников с психологией того или иного вида труда. Знакомясь с основными направлениями разных видов деятельности, ученики усваивают суть работы, начинают понимать, какие качества для ее важны и анализируют себя, соотнося свои возможности с понравившимися профессиями.

План  по профориентации должен раскрывать для детей такие понятия:

  1. Деятельность как таковая, с её мотивами, целями, смыслом.
  2. Успех, а также неуспех в работе, оценка и уровень достижений.
  3. Знания, навыки и действия человека.
  4. Мотивы, особенности и виды трудовой деятельности.
  5. Профессии с их психологическими характеристиками.

Условия для реализации плана по профориентации

В первую очередь школа должна создать все условия для комфортного проведения профориентационных занятий. Для этого должно быть выделено просторное помещение, а также ученики и преподаватели должны быть снабжены необходимой литературой. Желательно, чтобы все материалы были в библиотеке в свободном доступе.

В первую очередь успех таких мероприятий будет зависеть от педагога, который проводит эту работу. Основная задача учителя – это увлечь детей и вызвать у них желание разбираться в предложенной теме. То есть, педагог должен обладать знаниями и талантом, чтобы каждый ребенок захотел разобраться в мире профессий и сумел выявить свой потенциал. Планомерная внеклассная работа позволит старшекласснику изучить сферу труда со всех сторон. И это поможет ему выбрать ту серу, в которой он достигнет полноценной реализации.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
Николай Бороздин
Николай Бороздин

Работаю в сфере HR с 2003 года. Главные достижения на позиции HR:
— 10 летний опыт работы в сфере HR (гос. служба, производство, IT) в компаниях с численностью от 20 до 4 000 человек персонала.
— Опыт создания HR подразделения с «нуля», формирования системы и подбора команды
Управленческий опыт — 4 года.

Читайте также:

Сопроводительное письмо менеджера по продажам

Содержание:Примерная структура написания сопроводительного письма к резюмеПримеры сопроводительных писем к резюме менеджера по продажам Сопроводительное ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *